• что такое детские дни?
  • программа фестиваля
  • новости
  • музеям и сми
поиск
МЕНЮ
  • Обучающие материалы
  • Новости для музеев
  • Для СМИ

Программа Всероссийского профессионального форума в рамках X Фестиваля «Детские дни в Петербурге»

«Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие»

19-22 ноября 2014 года, Санкт-Петербург

(скачать программу в формате Word)

19 НОЯБРЯ, СРЕДА

Военно-морской музей (новое здание – Крюковские казармы на пл. Труда, 5)

09:30–10:00 Регистрация, кофе
10:00–10:30 Открытие форума. Приветствия. Концепция форума и программа работы
10:30–13:20 Блиц-анонсы мастер-классов, запланированных на 20 ноября

(Выступления – 10 минут, с переводом – 20 минут.) Участники форума услышат всех экспертов и затем смогут решить, в какую группу на следующий день записаться.

Эксперты:

• Петр Идзяк (сотрудник Малопольского института культуры, Краков). Интерпретации культурного наследия для юной аудитории как творческий процесс.
• Сепаке Ангиама (руководитель образовательной программы бьеннале «Манифеста»). Об опыте образовательных программ «Манифесты» в России и других странах.
• Нана Жвитиашвили (руководитель Психологической службы Харли стрит клиник, Лондон). Роль музеев в поддержании физического и психического здоровья людей.
• Ольга Синицына (независимый эксперт по музейному и библиотечному развитию, Москва). Открытые вопросы и трудные темы в детских программах. Говорят ли об этом музеи с детьми?
• Любовь Ванюшкина и Анна Соколова (Академия постдипломного педагогического образования и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург). Стратегии визуальной коммуникации как приглашение к диалогу в пространстве культуры.
• Анна Петрова (редактор-составитель журнала «Квартальный надзиратель»). Современное краеведение: музей и город вокруг него.
• Елена Медведева и Марина Мацкевич (Московский центр музейного развития). Музей – школа – семья. «Урок в музее» – с чем его едят учителя и с чем родители?
• София Пантюлина (заведующая отделом внешних коммуникаций Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, Москва). «Морковка для трех зайцев» – об играх в музее.
• Юлия Глазырина (куратор Музея пермских древностей). «Музей не играет в прятки»: выходы на новые аудитории.
• Анастасия Митюшина (глава образовательного отдела Музея современного искусства «Гараж», Москва). «Большой Ух». Мастер-класс по задаванию вопросов.
• Борис Павлович (руководитель социально-просветительских проектов БДТ им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург). Работа с вниманием подростка: как искусство становится интересным.
• Сергей Каменский (старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Уральского федерального университета). Создание зон участия на музейных выставках и вовлечение подростковой и молодежной аудитории в процесс разработки музейных проектов.

13:20–15:00 Обед и мини-экскурсия по музею. Запись в группы на 20 и 22 ноября

15:00–17:00 Дискуссионные сессии (в двух помещениях параллельно, по выбору участников; информацию об экспертах вы найдёте в разделе «Анонсы событий форума»): 

1. «Проекты в духе культуры участия: поиск сообщников и вовлечение сообществ». Модератор – Наталья Копелянская (руководитель творческой группы «Музейные решения», сотрудник Московского центра музейного развития).
Эксперты-участники: Сергей Каменский, Юлия Глазырина, Юлия Мацкевич, Елена Коробкова, Людмила Савченко, Дарья Агапова

Включение через Skype-трансляцию: Джон Хауорт (директор Нью-Йоркского отделения Национального музея американских индейцев, Смитсоновский институт). Музей как пространство диалога и общественного сотрудничества.

2. «Семейные образовательные программы в музее и проблема взаимоотношения поколений»». Модератор – Леонид Копылов (программный директор НП «Проект «Культура», Президент общественного благотворительного фонда друзей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург).
Эксперты-участники: Татьяна Гафар, Ольга Синицына, Юлия Тавризян, Нана Жвитиашвили, Александра Поливанова, Сергей Соколов, Маргарита Обшивалкина

17:00–17:30 Возвращение в большой зал, подведение итогов, обсуждение.
Продолжение записи в группы на 20 и 22 ноября

17:30–18:30 Перемещение на площадку вечерней программы (по желанию)
18:30–19:30 Вечерняя программа: презентация работы Молодежного центра Государственного Эрмитажа (в здании Главного штаба)
19:30–21:00 Самостоятельное посещение экспозиции и выставок дворцового комплекса Эрмитажа (по желанию, с возможностью отъезда в гостиницу на автобусах в 20:00 и 21:00)


20 НОЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

Выездные программы. Участники объединяются в шесть групп по 20–25 человек (по записи 19.11). У каждой группы – собственное расписание и микроавтобус. Участники знакомятся с проектами и программами петербургских музеев. На тех же площадках проходят мастер-классы приглашенных экспертов.

Группа 1.
Музей А: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Литейный пр., 53)
Мастер-класс: Любовь Ванюшкина и Анна Соколова. Стратегии визуальной коммуникации как приглашение к диалогу в пространстве культуры
Музей В: Мемориальный музей «Разночинный Петербург» (Большой Казачий пер., 7-9)
Мастер-класс: Анна Петрова. Современное краеведение: музей и город вокруг него.

Группа 2.
Музей А: Государственный музей политической истории России (ул. Куйбышева, 2/4)
Мастер-класс: Ольга Синицына. Открытые вопросы и трудные темы в детских музейных программах. Говорят ли об этом музеи с детьми? 
Музей В: Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной, 13 (филиал ГМПИР)
Мастер-класс: Нана Жвитиашвили. Роль музеев в поддержании физического и психического здоровья людей

Группа 3.
Музей А: Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной, 13 (филиал ГМПИР)
Мастер-класс: Борис Павлович. Работа с вниманием подростка: как искусство становится интересным.
Музей В: Мемориальная мастерская скульптора Михаила Аникушина (филиал Музея городской скульптуры) (Вяземский пер., 8)
Мастер-класс: Сепаке Ангиама. Об опыте образовательных программ «Манифесты» в России и других странах.

Группа 4.
Музей А: Мемориальная мастерская скульптора Михаила Аникушина (филиал Музея городской скульптуры) (Вяземский пер., 8)
Мастер-класс: Анастасия Митюшина. «Большой Ух». Мастер-класс по задаванию вопросов
Музей В: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Литейный пр., 53)
Мастер-класс: Юлия Глазырина. «Музей не играет в прятки»: выходы на новые аудитории.

Группа 5.
Музей А: Мемориальный музей «Разночинный Петербург» (Большой Казачий пер., 7-9)
Мастер-класс: Елена Медведева и Марина Мацкевич. Музей – школа – семья. «Урок в музее» – с чем его едят учителя и с чем родители?
Музей В: Государственный музей истории религии (ул. Почтамтская, 14/5)
Мастер-класс: Сергей Каменский. Создание зон участия на музейных выставках и вовлечение подростковой и молодежной аудитории в процесс разработки музейных проектов.

Группа 6. 
Музей: Музейный комплекс «Вселенная воды» ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, Детский экологический центр (ул. Шпалерная, 56)
Мастер-класс: София Пантюлина. «Морковка для трех зайцев» – об играх в музее
Мастер-класс: Петр Идзяк. Интерпретации культурного наследия для юной аудитории как творческий процесс

Расписание групп 1–5

10:00–11:30 Короткая экскурсия и методический показ программ музея А. Обсуждение
11:30–12:00 Кофе
12:00–13:00 Мастер-класс приглашенного эксперта
13:00–15:00 Переезд в Музей В, обед
15:00–16:15 Короткая экскурсия и методический показ программ музея В. Обсуждение
16:15–16:30 Кофе
16:30–18:30 Мастер-класс приглашенного эксперта
18:30 Отправление в гостиницу

Расписание группы 6
 

10:00–12:30 Экскурсия по музейному комплексу Водоканала и методический показ Детского экологического центра. Обсуждение
12:30–13:00 Кофе
13:00–14:00 Мастер-класс Софии Пантюлиной
14:00–15:00 Обед
15:00–18:00 Мастер-класс Петра Идзяка
18:00 Отправление в гостиницу

21 НОЯБРЯ, ПЯТНИЦА

Военно-морской музей (Крюковские казармы на пл. Труда, 5)

10:00–13:00 Презентации-интервью победителей Всероссийского конкурса детских музейных программ (модератор – Анна Щербакова)
Список десяти победителей с комментариями Экспертного совета Форума.

13:00–14:30 Обед

14:30–16:30 Дискуссионные сессии (в двух помещениях параллельно, по выбору участников):

1. «За сказкой»: Проблемы представления традиционной культуры разных народов современным детям в современном музее. Модератор – Анна Рапопорт (зав. научным сектором Детского музейного центра исторического воспитания, Санкт-Петербург).
Эксперты-участники
: Олег Николаев, Валентин Головин, Марина Аромштам, Марина Мацкевич, Инна Веселова, Олег Лысенко

2. «А как на самом деле?»: Музей как место, где ребенок может узнать, что история и естественные науки – это не набор фактов из учебника, а поле мнений, споров, методологических, источниковедческих и историографических проблем. Модератор – Александр Соколов (научный журналист, редактор портала antropogenez.ru, Санкт-Петербург).
Эксперты-участники
: Иван Боганцев, Вера Тименчик, Елена Мигунова, Наталья Копелянская, Анна Щербакова, Любовь Ванюшкина, Елена Коробкова, Елена Медведева

16:30–17:00 Возвращение в большой зал, подведение итогов, обсуждение

17:30–18:30 Торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса детских музейных программ, фуршет
18:45 Отправление в гостиницу

22 НОЯБРЯ, СУББОТА

11:00–14:00 Знакомство с маршрутами игры-путешествия «12345 – Я ИДУ ИСКАТЬ!» фестиваля «Детские дни в Петербурге» 2014 на площадках музеев

Каждый из шести микроавтобусов едет в два музея, где участники смогут самостоятельно пройти по экспозиции с маршрутными листами. Маршрутные листы посвящены разным темам и адресованы детям разного возраста. Участники садятся в микроавтобусы по своему выбору (в соответствии с записью 19.11). Описания маршрутов – по ссылке и в буклете Фестиваля «Детские дни» (в папке участника форума).

Список маршрутов микроавтобусов:

1) Яблочный маршрут «Коробочка секретиков» (для детей 5–8 лет). Санкт-Петербургский музей хлеба + Ежевичный маршрут «Услышано в…» (для подростков 13–15 лет). Музей-квартира Аллилуевых
2) Яблочный маршрут «Коробочка секретиков» (для детей 5–8 лет). Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева + Ежевичный маршрут «Услышано в…» (для подростков 13–15 лет). Музей городского электрического транспорта
3) Яблочный маршрут «Коробочка секретиков» (для детей 5–8 лет). Елагиноостровский дворец-музей + Вишнёвый маршрут «Всё могут короли» (для детей 9–12 лет). Дом-музей Ф. И. Шаляпина, филиал Музея театрального и музыкального искусства
4) Сливовый маршрут «Дело было так» (для детей 5–8 лет). Музей истории Аничкова дворца + Ежевичный маршрут «Услышано в…» (для подростков 13–15 лет). Музей истории религии
5) Сливовый маршрут «Дело было так» (для детей 5–8 лет). Музей «Нарвская застава» (на ул. Ивана Черных) + Черничный маршрут «Как стать великаном» (для детей 9–12 лет). Особняк Румянцева, филиал Музея истории Санкт-Петербурга
6) Сливовый маршрут «Дело было так» (для детей 5–8 лет). Мемориальный музей «Разночинный Петербург» + Ежевичный маршрут «Услышано в…» (для подростков 13–15 лет). Государственный Эрмитаж

Обед – самостоятельно
Свободное время

23 НОЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Факультативная программа по предварительной записи (при регистрации на Форум)

Музей-заповедник «Гатчина» (40 участников)

9:00 Отъезд из города
10:30–14:00 Экскурсия по Гатчинскому дворцу и методический показ программ «Ощущение дворца» – для слепых и слабовидящих детей (премия «Музейный Олимп» 2014) и «Музейные сундучки». Обсуждение
14:00–15:00 Обед
15:00–16:30 Возвращение в Петербург (с заездом при необходимости в аэропорт и на вокзалы)

Музей-заповедник «Царское Село» (40 участников)

9:30 Отъезд из города
10:30–14:00 Экскурсия в интерактивный детский центр в Белой башне, Александровский дворец, Государеву Ратную палату. Обсуждение (программа уточняется)
14:00–15:00 Обед
15:00–16:00 Возвращение в Петербург (с заездом при необходимости в аэропорт и на вокзалы)

В программе возможны изменения!



Анонсы событий форума: выездные сессии в петербургских музеях

Анонсы событий форума и биографии экспертов. Мастер-классы

Анонсы событий форума: круглые столы и дискуссии


Отзывы
События, доступные детям с особыми потребностями
Поддержать