Приложение к информационному письму о фестивале весной 2022 года
ПРИЛОЖЕНИЕ
к информационному письму о фестивале «Детские дни»-2022 от 10.01.2022
ОБОСНОВАНИЕ ОБЩЕЙ ТЕМЫ ФЕСТИВАЛЯ: «СЛОВО»
Программы весеннего фестиваля 2022 года будут посвящены теме «СЛОВО».
Наша главная цель – помочь посетителям задуматься о бытовании словесности и языков в современной реальности, в их собственной жизни, стимулировать рефлексию детей, подростков, родителей на темы литературы, устной и письменной речи.
Вот некоторые возможные тематические направления для музейных и библиотечных программ:
- слово как единица языка: словари, как устроено слово (морфология), другие языки, изменчивость языка во времени, устаревшие и новые слова, стили речи;
- слово и письменность: история письменности, писчие материалы, история букв;
- слово и текст: поэзия, литература;
- слово в устной речи: трансформации слова в цифровой реальности, средства коммуникации (сигнальные системы, гаджеты, мессенджеры).
При создании программ на тему «СЛОВО» критически важно правильно определить целевую аудиторию. Вы можете ориентировать свою программу на одну из трех возрастных групп.
ДЕТИ 5-8 ЛЕТ (СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ И ПЕРВОКЛАССНИКИ)
Ключевая характеристика этой аудитории – отсутствие умения читать и писать. Дети этого возраста еще не владеют письменной речью, поэтому доминировать должны иные способы подачи информации.
Главные характеристики программ для этой аудитории:
- игра, но не дидактическая, а творческая;
- юмор и легкость;
- мультисенсорность: задействуйте все органы чувств, прежде всего – осязание, зрение и слух.
Предлагайте детям конструировать новые слова на основе уже известных моделей (подобно Юнне Мориц в стихотворении «Самоваро-паровозо-ветролёт»), давать собственные толкования словам, составлять из слов цепочки и «деревья», придумывать названия неизвестным музейным предметам.
Рисуйте разные буквы, ищите их силуэты в предметах (подобно Александру Шибаеву в книге «Язык родной, дружи со мной»).
«Оживляйте» мир литературы, особенно внимательно присмотритесь к современной детской литературе. Придумывайте кулинарные занятия с Карлсоном, занимайтесь столярным делом с Эмилем из Лённеберги, изучайте животных вместе с Финдусом. Активно используйте элементы театрализации.
И не забывайте включать в программы родителей!
ДЕТИ 8-11 ЛЕТ (ШКОЛЬНИКИ 2-4 КЛАССОВ)
Дети этого возраста уже перешагнули в мир письменной культуры, они научились пользоваться письменным словом – оно их пока удивляет и радует, они еще не успели устать и заскучать от уроков русского языка и чтения. Это самая благодарная, мотивированная и увлеченная аудитория.
Главные характеристики программ для этой аудитории:
- творческие практики создания текста (сторителлинг, т.е. рассказывание историй)
- всевозможные игры в слова (чепуха, классификации – найди в музее 10 сладких слов, имена собственные, шифровки), особенно интересны профессиональные слова (словари торговцев, капитанов, строителей и т.д.).
Предлагайте детям сочинить истории о музейных предметах в разных жанрах, создавайте вместе книги на музейные темы, исследуйте. Именно в этом возрасте дети часто пишут свои книжки, они любят придумывать и писать тексты про себя и своих близких. Используйте эту особенность и познакомьтесь с картинкой «Писательские горки» (ее легко можно найти в любом интернет-поисковике). Предложите им создавать коллективный или индивидуальный текст на музейном/библиотечном материале.
Исследуйте всевозможные инструменты для письма, чернила, старинные книги, исчезнувшие из языка буквы и лексические обороты. Предлагайте заняться историей письменности и разными типами языков. Учите детей писать письма – знакомьте их с эпистолярным наследием, с культурой письма.
Придумывая программы по литературным текстам, обращайте особое внимание на непонятные слова, предлагайте создать комментарий из предметов.
ДЕТИ 11-13 ЛЕТ (ШКОЛЬНИКИ 5-7 КЛАССОВ)
Младшие подростки уже устали от школы и уроков русского языка и литературы. В основном, они используют СЛОВО во время общения в мессенджерах – на стыке устной и письменной культуры. Чаты, блоги – основная форма бытования подростковой словесности. В нашем современном языке постоянно появляются новые правила, причем часто дети чувствуют их гораздо лучше взрослых.
Главные характеристик программ для этой аудитории:
- отказ от дидактизма, стремление к демократическим и равноправным отношениям с детьми (очень важны нравственные проблемы, но их необходимо обсуждать со всех сторон);
- очень актуальна тема понимания и точности, справедливости (правильно ли я прочитал «эмоцию» сообщения, речевые неудачи);
- современность интересует детей значительно больше, чем прошлое.
Поэтому музеи и библиотеки – способы «культурного подогрева» для разговора об актуальном и современном. Используйте такие форматы, как создание блогов от имени музейного предмета/персонажа, переписку в чате между предметами/персонажами.
Создавайте программы по бытованию и развитию средств коммуникации (история телеграфа, телефона, средств видеосвязи).
Придумывайте программы про сленг, арго, альтернативные языки, неформальные организации прошлых лет. Создавайте собственные постеры, смешивая слова и изображения музейных предметов.
БУДУТ ЛИ НА ФЕСТИВАЛЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 13-16 ЛЕТ?
Весной 2022 года программы для старших подростков 13-16 лет мы предлагаем делать только тем организациям, которые уже имеют успешной опыт работы с этой аудиторией (как самостоятельный, так и на фестивале «Детские дни» / «Детские дни в Петербурге»).
Одним из вопросов в конкурсной онлайн-заявке на участие в фестивале программы для этой возрастной группы аудитории будет: «Сформулируйте, пожалуйста, главные характеристики программ про СЛОВО для этой аудитории».