Инфописьмо о фестивале осенью 2022 года
6 июня 2022 года
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Уважаемые коллеги! Фестиваль «Детские дни» в 2022 году проводится дважды (весной и осенью) и охватывает два региона: Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Организатор фестиваля – НП «Центр развития музейного дела» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Государственного музея городской скульптуры. Сокуратор фестиваля в Ленобласти – «Музейное агентство» Ленинградской области.
«Детские дни» – фестиваль в широком поле культуры. В нем могут участвовать культурные организации разных типов, имеющие свежие идеи по разработке программ для детско-семейной аудитории. Это музеи, библиотеки, театрально-концертные организации, НКО в сфере культуры и искусства и др., вне зависимости от статуса, масштаба, организационно-правовой формы, профиля, тематики.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ подготовки и проведения фестиваля:
- добровольное участие культурных организаций в фестивале;
- программы организаций на фестиваль отбираются по конкурсу на основе онлайн-заявок;
- для каждого фестиваля объявляется общая тема, объединяющая разнообразные программы в одно целое (об общей теме осени 2022 года см. ниже);
- в основе фестивальных программ – всегда интерактивность и игра, обучение с развлечением;
- каждая программа разрабатывается для определенной возрастной группы детей;
- фестиваль развивает механизмы внутренней (ценностной и смысловой) мотивации детей к посещению разных учреждений культуры: например, перекидывая содержательные «мостики» из музея в библиотеку, из библиотеки в театр и т.п.;
- программы, победившие на фестивальном конкурсе, дополнительно усовершенствуются с помощью коллег и экспертов, в рамках образовательно-проектных мероприятий, которые проводятся онлайн и офлайн (семинаров, экспертных консультаций, групповых брейн-штормов, тренингов и т.п.).
Даты ближайшего фестиваля – это осенние школьные каникулы 2022/23 уч. г. (определены на основании официальных документов Комитета по образованию Санкт-Петербурга) и две последующие пары выходных:
с 25 октября по 07 ноября, 12-13 и 19-20 ноября 2022 года.
Общая цель осеннего фестиваля «Детские дни – 2022»:
поддержать ребенка в освоении/присвоении места, в котором он растет.
В осенней программе будут два блока:
- игра-путешествие на общую тему «Городская коллекция» – детские путеводители по экспозициям 10 музеев Санкт-Петербурга,
- параллельная программа на общую тему «Моя коллекция» в Петербурге и Ленинградской области.
Оба блока программы формируются на конкурсной основе. Для участия организации в конкурсе необходимо заполнить онлайн-заявку, в которой понадобится указать целевую возрастную группу и поделиться замыслом маршрута/программы, планируемого(ой) к подаче на конкурс. К онлайн-заявке должен быть приложен скан письма руководителя организации, подтверждающего готовность участвовать в фестивале. Количество заявок от одной организации (или от одного автора) не ограничено. Заявки будут рассмотрены Экспертным советом фестиваля, персональный состав которого не публикуется. Отклоненные заявки не рецензируются.
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТЕМУ «ГОРОДСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
(Описание темы см. в Приложении № 1 ниже)
Формальные условия конкурса на участие в игре-путешествии
Срок подачи онлайн-заявки на участие в игре-путешествии: 07 -20 июня 2022 г. (включительно) – 1-й тур конкурса.
В игре-путешествии «Городская коллекция» принимают участие только музеи, расположенные на территории Санкт-Петербурга (любого ведомственного подчинения и формы собственности) или расположенные за пределами города, но подведомственные Комитету по культуре Санкт-Петербурга. Музеи проходят конкурсный отбор в фестивальную программу в два коротких тура.
1-й тур. Авторы лучших 12 заявок будут приглашены за счет фестиваля на 2-хдневный выездной образовательно-проектный семинар в г. Шлиссельбург 29-30 июня 2022 г. Список участников семинара будет опубликован 23 июня 2022 г.
Остальные заявители смогут прослушать семинарские лекции в трансляции/записи (групповая работа на семинаре им будет недоступна) и затем на равных с участниками семинара смогут подать на 2-й тур конкурса текст маршрутного листа. В финал конкурса выйдут 10 организаций с 10 маршрутными листами.
2-й тур. Прием заявок с текстами маршрутных листов – до 15 июля. Полный план-график подготовки фестивальной программы см. в Приложении № 3 ниже.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НА ТЕМУ «МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
(Описание темы см. в Приложении № 2 ниже)
Формальные условия конкурса на участие в параллельной программе
Срок подачи онлайн-заявки в параллельную программу: 07 июня – 18 июля 2022 г. (включительно)
В программе «Моя коллекция» принимают участие любые организации культуры (музеи, библиотеки, театры, НКО в сфере культуры и искусства и т.п.), расположенные как на территории Санкт-Петербурга, так и на территории Ленинградской области. Они могут быть любого ведомственного подчинения и любой формы собственности (государственной и негосударственной). Для участия в фестивале организации культуры проходят конкурсный отбор в один тур.
Частота и график проведения подаваемой на конкурс программы остаются на усмотрение организации (важно, чтобы программа начиналась именно в дни фестиваля и ранее на постоянной основе не проводилась).
О форматах. В параллельную программу могут быть предложены специально созданные или существенно измененные для фестиваля интерактивные выставки, акции, игровые программы, занятия и экскурсии, мастер-классы для детей любого возраста. Единственное ограничение: к рассмотрению не принимаются игровые путеводители или маршрутные листы по экспозиции, то есть предложения, пересекающиеся по форме с маршрутами игры-путешествия фестиваля. Но: игровые маршруты по городу (или другой открытой местности) могут участвовать в программе. В программе могут участвовать и организации, по которым в этом году пройдут маршруты игры-путешествия.
Рекомендуемая расчетная максимальная посещаемость программы детьми и взрослыми (за все дни фестиваля) для Санкт-Петербурга – от 100 человек, для Ленинградской области – от 50 человек.
Дальнейший график подготовки и проведения фестиваля (июнь-ноябрь 2022 г.) – см. Приложение № 3 ниже.
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И УДАЧИ НА КОНКУРСЕ!
Команда фестиваля (НП «Центр развития музейного дела»).
Контакты: museum12345@gmail.com
Исполнительный директор фестиваля «Детские дни» Юлия Мацкевич, +7 (952) 388-86-91
_____________________________________________________________________________________________
Приложение 1
ГОРОДСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
(общая тема для основной программы – игры-путешествия с маршрутами по музейным экспозициям)
Описание темы
В игре-путешествии «Городская коллекция» принимают участие только музеи, расположенные на территории Санкт-Петербурга (любого ведомственного подчинения и формы собственности) или расположенные за пределами города, но подведомственные Комитету по культуре Санкт-Петербурга. Музеи проходят конкурсный отбор в фестивальную программу в два тура.
В Петербурге есть необычный музей под названием «Музей городской скульптуры». Он открыт ежечасно, утром и вечером, во все времена года. Ведь главные его экспонаты стоят не в музейных витринах и не на полках хранилищ, а на улицах города. Это памятники людям и событиям, а еще – мемориальные доски на стенах домов. Не покупая билет в музей, жители и гости Петербурга могут видеть их, когда проезжают или проходят мимо. Эти памятники и доски – «городская коллекция» музея. От имени всех петербуржцев музей собирает и изучает ее, заботится о сохранности памятников. Это помогает прохожим не забывать, о чем городские памятники рассказывают.
По сравнению с трехсотлетним городом, каждый его житель – очень юный и очень маленький. Особенно ребенок. С рождения он постепенно узнает и осваивает пространство вокруг себя: дом, двор, свою улицу, район, а потом уже – площади, набережные, скверы парадного центра Петербурга. Так у каждого горожанина появляется свой собственный город. Год за годом он собирает свою петербургскую коллекцию, добавляя в нее важные именно для него дома, улицы, памятники, любимые маршруты. А может быть, и удобную скамейку, на которую так хорошо присесть во время долгой прогулки с мамой или место, где, по семейному преданию, дедушка сделал предложение бабушке. В коллекцию могут попасть и запахи (например, запах шоколада на станции метро «Звенигородская» или запах свежеиспеченного хлеба у хлебозавода), и звуки – например, звук полуденного выстрела пушки в Петропавловке. Там может оказаться скульптурный декор домов – например, самые нарядные растения или самые загадочные животные на фасаде. А еще – пешеходный мост через Мойку, на котором ребенок любит подпрыгивать, или набережная у Нахимовского училища, где ему удобно рассматривать «Аврору».
Можно предположить, что «свой» Петербург – Петроград – Ленинград, «своя» городская коллекция были у разных людей в разные времена, в зависимости от их занятий, увлечений, образа жизни, места в обществе. И, конечно, «свой» город был и у тех, кому установлены памятники, о ком рассказывают музеи (и это не обязательно конкретные исторические фигуры, но и вообще представители разных профессий, разных сословий, сообществ по интересам и т.п.).
Осенью 2022 года игра-путешествие фестиваля «Детские дни» предлагает ребенку задуматься над вопросами:
- Какова она, «твоя» городская коллекция? Что важно для тебя в городе?
- Что ты хочешь сохранить в своей памяти, какими маршрутами, видами, впечатлениями хочешь делиться с друзьями и гостями? Запоминаешь ли ты не только виды, места для селфи, но и запахи, звуки города?
- Меняется ли «твой» город в разные времена года? Меняется ли он вместе с тобой и, если да, то почему?
Тема имеет множество поворотов, что связано с многогранностью городской среды, разноликостью горожан, разнообразием подходов к изучению и описанию жизни города и горожан, применяемых в различных научных дисциплинах (социологии, культурологии, антропологии, географии, урбанистике и пр.). Поэтому есть возможность взглянуть на тему, которую многократно «эксплуатировала» каждая организация культуры, с новой точки зрения. И в центр размышления о городе поставить ребенка.
Общая цель маршрутов игры-путешествия (тема «Городская коллекция») и параллельной программы (тема «Моя коллекция») осенних «Детских дней-2022»: поддержать ребенка в освоении/присвоении места, в котором он растет.
Задачи игры-путешествия «Городская коллекция»: сделать город ближе к маленькому горожанину и его семье, помочь осознать и укрепить положительную эмоциональную связь между ребенком и отдельными объектами городской среды, подчеркнуть, что город существует для горожан, это те самые «стены», которые помогают человеку («дома и стены помогают», безопасность, уверенность, комфорт) – психологический аспект; способствовать объединению (горожан друг с другом (живем вместе и любим город, объективно объединены в нем), жителей города и области друг с другом – зовут друг друга в гости и показывают «свой» город, свои пути по нему), укрепить внутрисемейную межпоколенческую коммуникацию и связь с историей и культурой прежних поколений через эмоционально окрашенные истории/байки.
С предложенной темой тесно связана тема памяти. Память города – память горожан – память семьи – память ребенка. Что в ней сохраняется и почему? Какие «узелки» на память о городе завязывает ребенок и как этому помогает сам город? Что, кроме памятников и других визуальных опор, помогает ему удерживать воспоминания и впечатления (запахи, свет/цвет, движение, эмоции и т.п.)? Как личная, историческая, литературная, мифологическая память влияет на восприятие города человеком?
Элементы сложносочиненного городского пространства изменчивы во времени по-разному, это создает дополнительные возможности для непрерывно вращающегося «калейдоскопа впечатлений». Какие-то из них неизменны на протяжении столетий, а какие-то могут становиться другими несколько раз за одну человеческую жизнь. Это:
- ландшафт, зеленые пятна (острова, реки, парки, сады, скверы, набережные);
- структура города (районы, проезды, ансамбли);
- дома (архитектура и наполнение дома – функции и обитатели, декор – особенно внешний), включая архитектурные доминанты, выдающиеся из небесной линии;
- то, что фиксирует официальную память города (памятники, мемориальные доски, топонимика);
- городская инфраструктура (транспорт, водяные коммуникации, освещение, рынки, магазины, реклама и пр.);
- визуальные искусства в открытой городской среде (например, стрит-арт, световые и звуковые перформансы) и т.п.
Предлагается таким образом построить музейный маршрут, чтобы привлечь собственный опыт ребенка и его семьи, в общей программе задать вопросы, обращенные лично к каждому, с уважением прислушаться к разным воспоминаниям и разным мнениям (и, таким образом, получить не плоскую, а объемную картину). Эти маршруты обязательно должны выходить в городскую среду, а не замыкаться внутри стен культурной институции. Музей настраивает, разогревает ребенка, показывает, каким разным может быть взгляд на город и каким глубоким может быть его чувствование, а затем отправляет его в самостоятельное путешествие по городу (с родителями, конечно). И ребенок сам соединяет центральные районы Петербурга, где сосредоточены музеи, с городскими окраинами, если он там живет или бывает. Итак, музей – отправная точка для дальнейшего поиска и самостоятельного исследования.
_____________________________________________________________________________________________
Приложение 2
МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ (общая тема для параллельной программы)
Описание темы
В программе «Моя коллекция» принимают участие любые организации культуры (музеи, библиотеки, театры, НКО в сфере культуры и искусства и т.п.), расположенные как на территории Санкт-Петербурга, так и на территории Ленинградской области. Они могут быть любого ведомственного подчинения и любой формы собственности (государственной и негосударственной). Для участия в фестивале организации культуры проходят конкурсный отбор в один тур.
Коллекция и музей/библиотека – понятия неразрывные. Подавляющее большинство музеев (и библиотек с глубокой историей) в основе собрания имеют коллекции конкретных людей, сделавших собирательство делом своей жизни. Этими людьми двигали разные мотивы: и любовь к старине и/или искусству, и стремление к просвещению народа, и желание приобщиться к кругу творческих людей, и собирательский азарт, и многое другое. Как известно, начало Театральному музею имени А. А. Бахрушина в Москве положил спор двух купцов о том, кто из них за год соберет больше предметов по истории театра.
Предлагая эту тему, мы хотели бы гораздо более широкого ее прочтения, чем история коллекции вашей культурной институции. Отбросьте идеи, которые придут в голову первыми. Подумайте о самом феномене коллекционирования. Что такое коллекция? Какие принципы собиратели коллекций делают критериями отбора? Плюшкин (гоголевский персонаж, а не известнейший псковский купец-собиратель) – коллекционер или нет? Почему коллекции бывают такими разными – от коллекции античной скульптуры до коллекции анекдотов или крышечек от пивных бутылок? Почему так естественно для многих в детстве собирать свою небольшую коллекцию? Как изменение идей коллекций связано с взрослением/изменением человека?
Что стоит за феноменом коллекционирования? – Желание остановить время? Приобщиться к ценностям прошлого? Проявить себя как личность? Испытать чувство гордости за результат? Стать знатоком той или иной темы? Эффективно вложить деньги?
Какие эмоции переживает коллекционер? Почему коллекционера сравнивают с охотником?
Отдельная тема – собрания, которые лежат в основе систематизации знаний, в основе научных дисциплин: полнота коллекции в ряде наук определяет полноту знания. Например, ученые-арахнологи, изучающие паукообразных, считают, что им известно не более половины живущих на Земле пауков (а это около 100 тысяч видов). А еще речь может идти об учебной коллекции как о помощнице в наглядной передаче знания.
Но не случайно мы предлагаем разговор о коллекции под шапкой темы «Моя коллекция». Важная методическая задача – обеспечить связь темы коллекционирования с опытом ребенка. Ведь познавая мир и себя в нем, человек собирает в копилку памяти впечатления с воспоминаниями, накапливает опыт. Место, где ребенок растет, будь это село, маленький или большой город, становится «своим» благодаря тому, что ребенок в повседневной жизни знакомится с его домами, дворами, улицами и площадями, «впитывает» запахи и звуки, а становясь старше, узнает истории, которые были связаны с этими объектами в прошлом.
Редкая семья не имеет семейной коллекции памятных вещей (фотографий, документов). Но семейная коллекция хранится не только дома, это опять же и круг памятных мест, любимых маршрутов для общих прогулок, путешествий. Не забудьте, пожалуйста, о ребенке и его семье, придумывая идею своей программы. Преимущество при конкурсном отборе будут иметь те программы, которые стимулируют детей к исследованию окружающего пространства – города, села, усадьбы, парка и т.п.
_____________________________________________________________________________________________
Приложение 3
ПЛАН-ГРАФИК ПОДГОТОВКИ ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ГОРОДСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ». ПОДГОТОВКА
Дата/период в 2022 г.
|
Вид деятельности/событие
|
7 июня
|
Публикация онлайн-формы конкурсной заявки на осенний фестиваль 2022 г. (на сайте фестиваля museum12345.ru в разделе «Музеям и СМИ» / «Новости для музеев»
|
13 июня
15 июня (ср) 12:00 – 14:00
|
Установочный вебинар по подготовке к конкурсу фестиваля «Детские дни-2022» (осень) с участием коллег, имеющих опыт исследования и интерпретации городской /региональной среды
Проводится на платформе Zoom
Ссылка на регистрацию: https://festival-detskie-dni.timepad.ru/event/2068060/
|
До 20 июня
|
Прием заявок с описанием идей маршрутов на 1-й тур конкурса
|
23 июня
|
Объявление участников семинара в Шлиссельбурге (29-30 июня): 12 человек
|
29-30 июня (ср-чт) |
Выездной образовательно-проектный семинар в г. Шлиссельбурге (место проведения: Гостевой дом «Шлиссельбург») – для победителей 1-го тура конкурса
Онлайн-трансляция лекций
|
1-13 июля
|
Групповые экспертные онлайн-консультации для желающих
|
1-15 июля
|
Прием заявок с текстами маршрутных листов на 2-й тур конкурса (от всех, кто участвовал в первом туре, независимо от того, были ли они на семинаре в Шлиссельбурге).
|
20 июля
|
Объявление 10 победителей конкурса
|
21 июля – 10 августа
|
Редактура текстов
|
1 августа – 15 сентября
|
Работа авторов текстов с художниками
|
15 сентября – 30 сентября
|
Редактура анонсов маршрутных листов и текстов о музеях
|
30 сентября
|
Утверждение маршрутных листов
|
5 октября
|
Публикация анонсов и пдф-файлов маршрутных листов на сайте фестиваля
|
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МОЯ КОЛЛЕКЦИЯ». ПОДГОТОВКА
Дата/период в 2022 г.
|
Вид деятельности/событие
|
7 июня
|
Публикация онлайн-формы конкурсной заявки на осенний фестиваль 2022 г. (на сайте фестиваля museum12345.ru в разделе «Музеям и СМИ» / «Новости для музеев»
|
13 июня
15 июня в 12:00
|
Установочный вебинар по подготовке к фестивальному конкурсу «Детских дней» с участием коллег, имеющих музейный опыт исследования и интерпретации городской /региональной среды.
Проводится на платформе Zoom
Ссылка на регистрацию: https://festival-detskie-dni.timepad.ru/event/2068060/
|
23 июня (чт) 11:30-15:00
(г. Шлиссельбург)
|
Очный выездной однодневный образовательно-проектный семинар по интерпретации темы «Методы работы с детьми в городском пространстве»
Ссылка на регистрацию: https://festival-detskie-dni.timepad.ru/event/2068060/
|
05 июля (вт) 12:00 – 14:00
|
Вебинар «Новое краеведение: успешные практики музейной работы с детской аудиторией (из опыта организаций СПб и ЛО)»
Проводится на платформе Zoom
Ссылка на регистрацию: https://festival-detskie-dni.timepad.ru/event/2068060/
|
До 18 июля (включительно)
|
Прием онлайн-заявок на участие в параллельной программе фестиваля
|
29 июля
|
Объявление участников параллельной программы фестиваля
|
1-29 августа
|
Доработка названий/сценариев/методики программ в соответствии с рекомендациями экспертов
|
1-9 сентября
|
Написание анонсов программ
|
12-21 сентября
|
Редактура анонсов программ и текстов о музеях
|
До 1 октября
|
Публикация анонсов программ на сайте фестиваля
|